Шесть главных "не хочу" первоклассника

6 главных «не хочу» первоклассника

Праздничное первосентябрьское настроение первоклашки заканчивается в тот момент, когда он сталкивается с суровыми «нельзя» и «надо», которых совершенно не было в его дошкольной жизни. Но столкновение с прозой жизни можно смягчить, если к нему подготовиться.

«Не хочу учиться, хочу... спать!»
Увы, большинство детей совершенно незнакомы со словом «распорядок» и ведут полубогемный образ жизни. Ложатся спать, просмотрев все взрослые телепередачи, встают, когда выспятся, обедают, когда бабушке удается наконец «заловить» их за стол. В детских садах давно уже не требуют приводить ребенка строго к зарядке, и группы наполняются обычно к прогулке, а то и к тихому часу.

Но даже более-менее приученные к режиму дети за лето, как правило, «разбалтываются». И если первое-второе сентября их поддерживает приподнятое настроение, то потом сказывается элементарная усталость. Отсюда - нелюбовь к школе, невнимательность на уроках, нежелание делать уроки.

Совет. Введите для будущего школьника строгий распорядок дня, который ребенку придется соблюдать во время учебы. Он должен привыкнуть не только вставать и ложиться в определенное время, но и кушать. Как вы догадываетесь, в школе его никто не будет уговаривать позавтракать. Заодно приучайте его к тому, как у него будет строиться учебный день. С утра почитайте книжки, порисуйте, после обеда можно устроить тихий час, затем прогулка. Это намного облегчит учебу.

«Дай мне досмотреть мультик!»
К счастью, для нас такой проблемы не существовало, но несколько одноклассников дочери стабильно опаздывали в школу из-за телевизора. Привыкшие совмещать сборы в детский сад с просмотром мультиков, первоклассники не понимают, почему теперь они должны лишать себя этого удовольствия. Дочка с тайным упреком мне рассказывала, что мальчик из их класса приходит ко второму уроку, потому что смотрит по утрам мультики. Я не могла в это поверить, пока мама этого мальчика не пожаловалась мне, как трудно Тему оттащить от телевизора.

Совет. В первую очередь, родителям стоит оглянуться на себя. А нет ли у вас такой привычки - собираясь на работу, одним глазом смотреть телевизор. Если есть, вам придется с ней расстаться. Потому что если взрослые легко щелкают пультом на середине фразы, то для ребенка недоглядеть даже сотни раз виденный сюжет - трагедия. Уже сейчас введите правило - включать телевизор не раньше, скажем, пяти часов вечера, иначе «телевизионная проблема» у вас будет и после школы. А утром вместо мультиков можно школьнику включать какую-нибудь бодрую музыку.

«Я хочу в туалет»
Именно это посреди урока громко сообщила подружка моей дочери, когда учительница поинтересовалась, почему та идет к двери. «Все, наверное, смеялись?» - спросила я, испытывая острое сочувствие к девочке. «Нет, - удивилась дочь, - я хотела проводить ее, а Галина Сергеевна мне не разрешила».

Совет. За усиленной подготовкой ребенка к школе мы подчас забываем о простейших бытовых вещах. Таких, например, как попроситься на уроке выйти в туалет. В детском саду этот процесс обычно организовывает воспитательница. Учительница же обычно не в состоянии проконтролировать три десятка первоклашек, которых к тому же приходится отправлять в разные концы коридора. Так что проговорить этот вопрос с ребенком нужно родителям и тоже заранее.

«Твой учебник мешает моей машинке»
Проверяя дочкин портфель, я наткнулась на желтого плюшевого Пикачу. «Это еще зачем?»,- возмутилась я. Девочка начала пылко говорить о необходимости продемонстрировать игрушку своим новым подружкам, и я уступила. «Но доставать только на переменах!»,  - грозно сказала я. А вечером в дневнике читала запись учительницы: «Во время урока играла с игрушкой».

Оказалось, что игрушки с собой носит добрая половина класса. Но не каждый в состоянии проявить стойкость, и поэтому многие во время урока пытаются катать по столу машинки, наряжать куколок, хвастаться своими многослойными пеналами. Разумеется, учительница быстро прекратит этот «беспредел», но разве вам хочется получать замечания?

Совет. Он очень простой: не разрешайте носить в школу игрушки, хотя бы первые месяцы, пока ребенок не привыкнет к дисциплине. Лишь когда первоклассник научится сдерживать свои порывы и на уроках заниматься уроками, можно будет снять этот запрет. И еще одно условие: дорогие игрушки пусть лежат дома, не стоит вводить других в соблазн. А чтобы не возникало конфликтов в сентябре, уже сейчас обсудите с будущим первоклассником, что должно лежать в портфеле.

«Нам велели принести пластилин»
Одноклассница моей дочери сообщила об этом своей маме перед сном, лежа в кровати. Осознав, что в доме нет ни пластилина, ни волшебной палочки, ребенок устроил рыдания. А мама начала обзванивать знакомых на предмет «не поделитесь ли вы пластилинчиком?».

Как показывает опыт, в первые месяцы учебы подобные ситуации возникают довольно часто. Как правило, ближе к ночи, когда впечатления дня улягутся, первоклассник вдруг вспоминает, что завтра у них будет физкультура и нужна спортивная форма, или им велели принести цветную бумагу, или общую тетрадь и т.д.
Но... магазины уже закрыты, а перед школой будут еще закрыты. И маме только и остается ругать ребенка за «дырявую память».

Совет. В школе вам наверняка дали огромный список необходимых школьных принадлежностей, которые понадобятся в течение учебного года. Не поленитесь и купите все до 1 сентября. Тогда вы будете застрахованы от любых неожиданностей.

«Я сегодня не спешу»
Отучившись недели три, моя первоклассница как-то утром заявила мне, потягиваясь в постели: «Я пойду сегодня попозже». Взяв себя в руки, я принялась объяснять ей, что она - взрослый человек, школа - это ее работа, а на работу не опаздывают. «Но ведь ты иногда ходишь на работу попозже, почему же мне нельзя?» - логично возразил мой семилетний ребенок.

Я было подумала, что это индивидуальные издержки моего демократического воспитания, но оказалось, что в подобные ситуации попадали и другие родители.

В семье Игорька прямо-таки культ самостоятельности. И когда по утрам первоклассник ворчал: не хочу в школу, родители ему говорили: это твое дело, не хочешь учиться, расти неучем. Само собой, семилетний мальчик предпочитал «расти неучем», то есть поваляться в кровати, затем не спеша позавтракать, почитать книжку, посмотреть все тот же телевизор. Часов в 10 Игорек наконец одевался и на третьем уроке оказывался в классе. Так продолжалось несколько месяцев, пока учительница не потребовала от мамы ввести авторитарный режим.

Совет. Еще раз проговорите с ребенком его новые обязанности. Он должен запомнить, что на урок нельзя опаздывать, что в школу ходят каждый день. Некоторые психологи советуют дать ребенку какое-нибудь поручение, которое он должен выполнять каждый день, без напоминаний. Например, ходить за хлебом или мыть после завтрака посуду. Таким образом это приучит его к мысли, что есть вещи, которые он обязан делать каждый день.