Родителям будущих первоклассников

 

Вашему ребенку пять лет. Вроде еще совсем кроха, а уже не за горами учеба… Этот последний предшкольный год – время родительских тревог. Будет ли ребенок к апрелю, соответствовать всем тем требованиям, которые современная школа предъявляет будущему первоклашке?
Однако, как показывает опыт, у мам и пап подчас довольно туманные представления о том, чего можно и нужно ждать от ребенка на пороге первого класса. И потому нередко при подготовке к школе акцент делается на вещах второстепенных и даже вредных. А то, что является гораздо более важным, подчас остается вовсе без внимания. 
«Привести родительские ожидания в соответствие с реальностью и составить своего рода портрет будущего первоклассника помогает
РАО, директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких на вопросы, которые чаще всего задают родители будущих первоклассников.
1. Моего ребенка спокойно можно отдавать в школу в шесть лет и даже раньше: он прекрасно развит, ему уже просто нечего делать в детском саду!

Чтобы ребенок смог сосредоточенно работать в течение, как минимум, четырех уроков, он должен быть готов к школе не только интеллектуально, но и функционально. Показателем функциональной готовности является, во-первых, начало смены молочных зубов, а во-вторых, так называемый филиппинский тест, когда ребенок через голову должен дотянуться до мочки уха.
Обратите внимание! За год до школы трудно прогнозировать, произойдет ли это до первого сентября – дети растут неравномерно, скачкообразно. Однако если к моменту начала учебы ребенку будет существенно меньше шести с половиной лет, будьте готовы к тому, что в школу он, возможно, отправится только через год.
2. Мой ребенок очень спокойный и сосредоточенный: в шумные игры сверстников не ввязывается, возится один со своими игрушками. Я думаю, с таким характером он станет лучшим учеником.
Социальная зрелость для будущего первоклашки не менее важна, чем физиологическая. Если к моменту поступления в школу у ребенка нет опыта общения со сверстниками, у него могут возникнуть серьезные проблемы:
- он не представляет себе, что такое совместная работа, потому что не привык играть по правилам, которые устанавливает кто-то другой;
- у него может быть очень завышена самооценка, потому что ему не приходилось сравнивать себя с другими детьми;
- не имея опыта коммуникации в детском коллективе, он будет глубоко переживать конфликты и неурядицы, без которых невозможна школьная жизнь, и это также может помешать нормальной учебе.
- необходимо, чтобы ребенок научился взаимодействовать не только с детьми, но и с чужими взрослыми: не теряться, не стесняться, не прятаться за мамину юбку, но и держать дистанцию, отвечать на вопросы, выполнять инструкции.
3 У нашего ребенка великолепно развита координация движений: он отлично ездит на велосипеде, занимается фигурным катанием. Так что проблем с письмом у него быть не должно.

Координация больших движений имеет очень косвенное отношение к мелкой моторике. Поэтому в период от 5 до 6 лет обязательны занятия с ребенком по развитию графических умений. Можно воспользоваться для этого подготовленным Институтом возрастной физиологии РАО пособием «10 простых шагов к красивому и правильному письму».
Обратите внимание! Следует насторожиться, если к 5 годам ребенок не любит и отказывается рисовать, если его графические навыки не соответствуют возрастным нормам. В этом возрасте
нужно точно копировать геометрические фигуры, соблюдая их пропорции, линии должны быть ровными, неразорванными, углы – четкими.

 

4.За год до школы мы начали учить ребенка писать по прописям – так ему будет проще в 1-м классе.
Научиться хорошо писать пятилетний ребенок по определению не может, он еще для этого не созрел, а переучить ребенка, когда у него уже сформировался неправильный почерк, практически невозможно. Кроме того, дети воспринимают задачу деятельности по формальным признакам, и вряд ли первоклашка заинтересуется написанием крючочков на уроке, если он уже знает, как пишется буква «а». Ребенок, скорее всего, решит: я уже это знаю, я это умею. А на самом деле это поверхностное знание и никакого умения. Не стоит специально заставлять ребенка учиться и чтению. Хотя, конечно, если он научился читать самостоятельно, запрещать тоже незачем. Нужно поддерживать, но продолжать ему читать вслух.
5.Мой ребенок прекрасно эрудирован, знает наизусть детскую физическую энциклопедию, помнит столицы всех государств. Он непременно будет отличником.

Действительно, встречаются дети, которые держат в голове огромный запас информации. Но это нисколько не помогает им в учебе, поскольку они не умеют ее применять, выстраивать причинно-следственные связи. Подготовка к школе должна быть комплексной. Вместо того чтобы забивать голову ребенка ненужными сведениями, гораздо полезнее заниматься развитием речи, моторики, внимания, зрительно-пространственного восприятия. (Об этом см. материалы рубрики «Дошколенок» в №№ 10–12 за 2009 год, а также №№ 1–7 за 2010 год).

Главное – правильная организация!
Чтобы любые школьные задачи были по плечу
первоклашке, у него должна быть сформирована
организация деятельности.

Литература:

Журнал «Здоровье школьника»

 

 
Размер текста:
  • А
  • А
  • А
Изображения:
  • Показать
  • Скрыть
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Версия для слабовидящих